Новые возможности повышения эффективности деятельности туристских фирм
Как правило, экономические эксперименты носят комплексный характер, затрагивая все стороны деятельности социально-экономической системы. Многоцелевой характер туруслуг определяет и комплексных подход к оценке эффективности мероприятий, направленных на улучшение деятельности объекту управления. При этом их эффективность необходимо оценивать как с позиции более крупной системы, чем объект, на котором проводиться эксперимент, так и непосредственно с помощью локальных показателей с позиции данного усовершенствования. Для этого по мнению специалистов, целесообразно использовать систему, состоящую из дух групп показателей. В первую группу включаются показатели, характеризующие влияние экспериментальных мероприятий на результаты производственно - хозяйственно деятельности, то есть на объекты правления (турфирмы). При этом необходимо рассмотреть изменения таких факторов как рост производительности труда, улучшения использования имеющихся фондов, повышения качества турпродуктов экономия материальных продуктов, а также предусмотреть социальные (в области труда быта, культуры) и экологические последствия. Вторую группу составляют показатели определяющие влияние мероприятий на управления (изменение затрат на управление, изменение численности аппарата управления), то есть на субъект управления.
Прогноз развития рынка туризма позволил выявить особенности, характерные для нового типа потребителя туристских услуг:
o информированность, высокий уровень образованности;
o высокая требовательность к комфорту и качеству услуг;
o индивидуализм;
o экология сознания;
o спонтанность решения;
o мобильность;
o физическая и умственная активность на отдыхе;
o стремление получать от жизни калейдоскоп впечатлений.
За последние годы в мотивации туристских поездок усиливается влияние активных форм отдыха, сокращается спрос на туры внутри страны и преобладает выездной туризм, увеличивается частотность туристских поездок, (эта тенденция получила название «расщепление основного отпуска»). Экономическая эффективность обслуживания туристов в соответствии со спецификой данной отрасли хозяйства определяется за частую лишь как экономия средств используемых в процессе выполнения работ направленных на сохранение и улучшение характеристик. Экономическая эффективность обслуживания туристов предполагает не только экономию, но и оптимальные пропорции между тремя направлениями использования средств: на материальное обеспечение турпакета, на оплату труда работников, оказывающих туристские услуги и на управление процессом туристского обслуживания.
Для оценки эффективности туристского хозяйства, предоставляющего услуги населению, и ориентированного на новый тип потребителя этих услуг недостаточно ограничиться только экономическими показателями. Экономическая эффективность должна быть дополнена показателями социальной эффективности, в виде системы потребительских оценок набора туристских услуг, предоставляемых в соответствии с нормативными стандартами обслуживания и фактическим объёмом выделенных средств. Причём в систему потребительских оценок должны быть введены такие новые показатели как, рассмотренный выше, фактор воздействия чужой культуры на психологию туриста (с учётом его индивидуальных характеристик).